пятница, 5 февраля 2016 г.

Реализация программы «Уроки гражданственности Донбасса» в начальной школе

04.02.2016 отделом начального образования проведен инструктивно-методический семинар «Современные образовательные технологии как инструмент непрерывного образования педагогов начальной школы в условиях реализации задач Государственного образовательного стандарта начального общего образования». 

Целью семинара была мотивация педагогов начального образования на качественную реализацию задач ГОС НОО. Для этого была презентована система адаптивного сопровождения деятельности методических служб Республики, разработанная отделом начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования, и выработана стратегия совместной деятельности методических служб на 2016 год (Сипачева Е.В., заведующая кафедрой дошкольного и начального образования; Грабовая Г.С., заведующая отделом начального образования).

В соответствии с ГОС НОО на ступени начального образования осуществляется становление гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся как основы развития гражданского общества. Во время работы семинара были обсуждены направления реализации учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса»:

· презентована программа и учебно-тематический план курса (Михайлова И.А., начальник отдела общего среднего образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики);

· актуализированы теоретические вопросы, а именно понятия «мировоззрение», «гражданская идентичность», «патриотизм», «патриот», «гражданин» (Седова Н.Н., методист отдела начального образования);

· проведена консультация по Макросфере курса «Донбасс и Русский мир» (Морозов П.Л., заведующий отделом общественных дисциплин);

· методические рекомендации к курсу.

Ключевым в этом направлении стала презентация первого опыта методическими службами г. Шахтёрск (Максименко С.Л., заведующая методическим кабинетом управления образования), г. Харцызск (Калита В.В., заведующая методическим кабинетом управления образования) и Тельмановского района (Пилипчук О.Ф., заведующая методическим кабинетом отдела образования), которые представили модели методического сопровождения реализации программы, продемонстрировали сайты своих методических кабинетов, где освещается этот вопрос.

Большой интерес у методистов и руководителей МО учителей начальных классов республики вызвали мастер-классы:

- 2 класс. Макросфера «Донбасс – мой родной край». Микросфера «Природа Донбасса». Тема: «Зеленая аптека Донбасса» (Пиронко С.П., учитель начальных классов Иловайской ОШ № 12).

- 3 класс. Макросфера «Донбасс – мой родной край». Микросфера «Природа Донбасса». Тема «Путешествие по Красной Книге Донбасса. Неповторимое разнообразие животного мира родного края». (Прысяжнюк О.В., руководитель городского учебно-методического объединения учителей начальных классов, Шахтёрская гимназия).

- 4 класс. Макросфера 2 «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики». Микросфера «Гражданская позиция». Тема «Кого называют патриотом? Что можешь ты для Республики» (Иванова Н.Н., учитель начальных классов, Тельмановская гимназия).

На сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО в разделе «Уроки гражданственности Донбасса» расположена программа курса и презентованы первые методические материалы к нему, разработанные отделом начального образования, творческой группой и слушателями курсов повышения квалификации учителей начальной школы nachalo2015@ucoz.com

Кафедра дошкольного и начального образования 
Донецкого республиканского института 
дополнительного педагогического образования

Отдел начального образования

среда, 3 февраля 2016 г.

Учимся проектировать педагогическую деятельность в условиях ГОС

Как-то Бродского спросили:
— Над чем Вы работаете?
Поэт ответил:
— Над собой.
Из книги Сергея Довлатова

С 25 по 30 января 2016 года в Донецком республиканского институте дополнительного педагогического образования начался первый этап очно-дистанционных курсов для учителей русского языка и литературы«Формирование речевой и читательской культуры обучающихся в процессе изучения предметов языкового и литературного циклов в условиях нового образовательного пространства». Повысить квалификацию приехали учителя-словесники из общеобразовательных организаций, профессиональных учреждений, лицеев, гимназий городов Донецк, Харцызск, Горловка, Шахтёрск, Макеевка, а также Новоазовского района.

Для слушателей данных курсов (группа 2.1.1: руководитель Мельникова Л.В., заведующий отделом русского языка и литературы; староста Шенцева Е.Н.) была разработана специальная программа с акцентом на методики и технологии, которые необходимы словесникам для успешной работы по внедрению Государственных стандартов отрасли «Филология». Лекции-диалоги, коммуникативные практикумы, тренинги, лабораторная работа, дидактические игры, спецкурс и факультатив – всё это было посвященоактуальным проблемам современного филологического контента и проблеме формирования речевой и читательской культуры обучающихся в процессе изучения предметов языкового и литературного циклов. 


Обучение русскому языку в контексте новой парадигмы образования, современные тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения Государственных стандартов нового поколения, урок русского языка на основе новых подходов к обучению, моделирование современного урока русского языка, профессиональная компетентность педагога в свете требований новых образовательных стандартов, формирование читательской культуры обучающихся в процессе изучения литературы XIX века, технология воспитания лидера через систему школьных дебатов, технология перевёрнутого обучения на уроках языка и литературы в аспекте внедрения новых государственных стандартов, развитие критического мышления: кейс-технологии, реализация концепции непрерывности образования в условиях информационного общества – вот перечень вопросов, которые рассматривались на занятиях. Слушателям был предложен спецкурс«Проектирование педагогической деятельности в условиях новых Государственных образовательных стандартов».

Прекрасным завершением плодотворного учебного дня 25 января стало посещение Русского центра (руководитель Погорелая А.А.), расположенного в Донецкой республиканской универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской, где сотрудники рассказали о работе центра, а главный библиотекарь Морозова С.П. – об имеющемся книжном фонде, интересных и редких изданиях, которые помогут учителям-словесникам в работе, станут полезны классным руководителям, а также будут интересны всем, кто любит русский язык. 

Филологи расширили свой методический кругозор (модели коммуникативно-ситуативных упражнений, «свободные» тексты, тренинг аудиативных умений и навыков, разных видов памяти и активизации мыслительных операций, валидные тест-пакеты, лабораторные работы и творческие мастерские, современный урок русского языка и литературы, уроки-концепты, факультативный курс «Литературное краеведение Донбасса» и т.д.) повысили уровень технологической культуры (технологии развития критического мышления, кейс-стади, школьных дебатов, «перевёрнутое обучение» и др.). Впереди – дистанционный этап: изучение материалов моделей, выполнение практических работ, участие в дискуссиях, самообразование, моделирование педагогического процесса в соответствии с требования современного образовательного пространства.

Особенность этой группы словесников – дневник слушателя курсов повышения квалификации, который они вели ежедневно, дополняя фотохроникой (фокус-группа: Ю.А. Попова, В.В. Литвина). С материалом можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com/ на странице «Курсы ПК».

Вот только одна страница:

«Понимаете, каждые пять лет мы с учителями ходим в институт последипломного педагогического образования и повышения квалификации... Это у нас традиция…
Сколько бы тебе ни было лет: 25 или 55 – по истечении пяти лет учитель обязан сесть за парту. Чувствовать себя «вечным студентом» – это исключительное право учителей...
Морозным зимним утром иду через знакомый скверик на занятия в институт, чувствую прилив ностальгии. Через дорогу от института – знаменитая областная библиотека имени Н.К. Крупской, старинная, благородная, богатая. Золотой осколок разбитого Советского Союза… Честное слово, как увидела это самое красивое в Донецке здание, подумала: «Боже мой, сколько же лет я не была в библиотеке Крупской? Как диплом написала, так и всё… Эх, побывать бы там, хоть одним глазком взглянуть!»
 
И вот на занятии слышу сообщение руководителя курсов: «А сейчас мы с вами пойдём на лекцию в «Русский центр» библиотеки имени Крупской!» Повезло! Как будто угадали мои мысли! Настоящий подарок судьбы!» (А.В. Гурьева) 

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы
Как-то Бродского спросили:
— Над чем Вы работаете?
Поэт ответил:
— Над собой.
Из книги Сергея Довлатова

С 25 по 30 января 2016 года в Донецком республиканского институте дополнительного педагогического образования начался первый этап очно-дистанционных курсов для учителей русского языка и литературы«Формирование речевой и читательской культуры обучающихся в процессе изучения предметов языкового и литературного циклов в условиях нового образовательного пространства». Повысить квалификацию приехали учителя-словесники из общеобразовательных организаций, профессиональных учреждений, лицеев, гимназий городов Донецк, Харцызск, Горловка, Шахтёрск, Макеевка, а также Новоазовского района.

Для слушателей данных курсов (группа 2.1.1: руководитель Мельникова Л.В., заведующий отделом русского языка и литературы; староста Шенцева Е.Н.) была разработана специальная программа с акцентом на методики и технологии, которые необходимы словесникам для успешной работы по внедрению Государственных стандартов отрасли «Филология». Лекции-диалоги, коммуникативные практикумы, тренинги, лабораторная работа, дидактические игры, спецкурс и факультатив – всё это было посвященоактуальным проблемам современного филологического контента и проблеме формирования речевой и читательской культуры обучающихся в процессе изучения предметов языкового и литературного циклов. 


Обучение русскому языку в контексте новой парадигмы образования, современные тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения Государственных стандартов нового поколения, урок русского языка на основе новых подходов к обучению, моделирование современного урока русского языка, профессиональная компетентность педагога в свете требований новых образовательных стандартов, формирование читательской культуры обучающихся в процессе изучения литературы XIX века, технология воспитания лидера через систему школьных дебатов, технология перевёрнутого обучения на уроках языка и литературы в аспекте внедрения новых государственных стандартов, развитие критического мышления: кейс-технологии, реализация концепции непрерывности образования в условиях информационного общества – вот перечень вопросов, которые рассматривались на занятиях. Слушателям был предложен спецкурс«Проектирование педагогической деятельности в условиях новых Государственных образовательных стандартов».

Прекрасным завершением плодотворного учебного дня 25 января стало посещение Русского центра (руководитель Погорелая А.А.), расположенного в Донецкой республиканской универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской, где сотрудники рассказали о работе центра, а главный библиотекарь Морозова С.П. – об имеющемся книжном фонде, интересных и редких изданиях, которые помогут учителям-словесникам в работе, станут полезны классным руководителям, а также будут интересны всем, кто любит русский язык. 

Филологи расширили свой методический кругозор (модели коммуникативно-ситуативных упражнений, «свободные» тексты, тренинг аудиативных умений и навыков, разных видов памяти и активизации мыслительных операций, валидные тест-пакеты, лабораторные работы и творческие мастерские, современный урок русского языка и литературы, уроки-концепты, факультативный курс «Литературное краеведение Донбасса» и т.д.) повысили уровень технологической культуры (технологии развития критического мышления, кейс-стади, школьных дебатов, «перевёрнутое обучение» и др.). Впереди – дистанционный этап: изучение материалов моделей, выполнение практических работ, участие в дискуссиях, самообразование, моделирование педагогического процесса в соответствии с требования современного образовательного пространства.

Особенность этой группы словесников – дневник слушателя курсов повышения квалификации, который они вели ежедневно, дополняя фотохроникой (фокус-группа: Ю.А. Попова, В.В. Литвина). С материалом можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com/ на странице «Курсы ПК».

Вот только одна страница:

«Понимаете, каждые пять лет мы с учителями ходим в институт последипломного педагогического образования и повышения квалификации... Это у нас традиция…
Сколько бы тебе ни было лет: 25 или 55 – по истечении пяти лет учитель обязан сесть за парту. Чувствовать себя «вечным студентом» – это исключительное право учителей...
Морозным зимним утром иду через знакомый скверик на занятия в институт, чувствую прилив ностальгии. Через дорогу от института – знаменитая областная библиотека имени Н.К. Крупской, старинная, благородная, богатая. Золотой осколок разбитого Советского Союза… Честное слово, как увидела это самое красивое в Донецке здание, подумала: «Боже мой, сколько же лет я не была в библиотеке Крупской? Как диплом написала, так и всё… Эх, побывать бы там, хоть одним глазком взглянуть!»
 
И вот на занятии слышу сообщение руководителя курсов: «А сейчас мы с вами пойдём на лекцию в «Русский центр» библиотеки имени Крупской!» Повезло! Как будто угадали мои мысли! Настоящий подарок судьбы!» (А.В. Гурьева) 

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы